Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
AA Слабовидящим

Возмещение убытков, причиненных отменой авиарейса

23.06.2025

Юридические основания:

Разберемся в вопросе юрисдикции. Если рейс был по России, то компенсация будет зависеть от Воздушного кодекса Российской Федерации. С международными рейсами все сложнее.

Полеты по Евросоюзу регулирует Регламент ЕС № 261/2004. Его действие распространяется на внутренние рейсы по ЕС, а также рейсы, вылетающие или прилетающие в ЕС (если их осуществляют европейские перевозчики).

На международных направлениях действуют нормы Монреальской конвенции, если страна, где базируется авиакомпания, ее подписала. Россия входит в их число, поэтому на международных рейсах можно получить более высокие компенсации.

Если речь идет о рейсах между странами Азии и Африки, то дело плохо. Далеко не все из них подписали Монреальскую конвенцию, то есть придется ориентироваться на законы страны, в которой базируется авиакомпания.

Аналогично и с США: рейсы из этой страны не в ЕС регламентируются Сводом федеральных нормативных актов.

Общие правила компенсации за задержку и отмену рейса по России:

• Если прошло два часа с момента оговоренной даты вылета, пассажиру полагаются бесплатные напитки. После четырех часов ожидания — бесплатное питание. Если рейс задержали ночью на шесть часов или днем на восемь часов, то авиакомпания обязана предоставить отель и организовать проезд до него.

• При задержке по зависящим от авиакомпании причинам, пассажиру положено 25 рублей за каждый час просрочки. Но не более 50% от стоимости билета.

• При отмене рейса авиакомпания должна возместить убытки, согласно 2 пункту 13 статьи «Закона о защите прав потребителей». В данном случае можно требовать возместить стоимость невозвратной брони в отеле, билетов на пропущенный концерт и т. д.

• Согласно 15 статье того же закона, у пассажира есть возможность взыскать моральный ущерб. Но, как показывает практика, для этого придется подавать на авиакомпанию в суд. А суды в России присуждают небольшие компенсации за моральный ущерб.

• Пассажир имеет право улететь без доплаты альтернативным рейсом перевозчика.

• При отмене рейса авиакомпании с 1 мая 2020 года обязаны возвращать полную стоимость билета.

• Пассажир по-прежнему может выбрать ваучер. Это средства, которые предлагается потратить на покупку другого билета. Теперь возмещение деньгами стало обязательным, поэтому авиакомпании часто предлагают ваучеры на большую сумму, чем пассажир заплатил за билет.

• Российские законы не регламентируют овербукинг. Авиакомпаниям приходится решать эту проблему самостоятельно. Обычно пассажирам предлагают улететь в бизнес-классе на следующем рейсе, предоставляют ваучеры или иные льготы.

В случае отмены или переноса рейса необходимо обращаться к представителям авиакомпании. Как правило, взаимодействие идет по двум сценариям.

Если рейс отменяют заранее, то на указанную при заказе билетов почту приходит письмо. В нем будет информация об отмене и просьба пройти по ссылке, чтобы подтвердить изменения.

Пассажиру дают на выбор несколько опций:

Получить билет на ближайшие даты – такой вариант возможен без доплаты. Если он подходит, нужно подтвердить смену рейса и скачать новый билет.

Получить возврат денег – авиакомпании обязаны это сделать, но другие способы для них выгоднее. Вместо денег пассажиру могут предложить ваучер на бóльшую сумму, чем стоили билеты. Если сумма та же, удобнее просто получить деньги назад.

Билет с открытой датой – редкий, но самый приятный для пассажира вариант.

Если же об отмене рейса вы узнали в аэропорту, стоит сразу найти стойку обслуживания авиакомпании. Ее сотрудники могут поискать варианты замены.

При задержке рейса тоже нужно обращаться к сотрудникам авиакомпании в аэропорту. Если они не смогли или не захотели предоставить положенные напитки, еду и ночлег, то можно организовать это самостоятельно. А затем предъявить авиакомпании чеки и потребовать возмещение.

Учтите, что у авиакомпаний есть обязательства перед пассажирами. Но для получения положенных компенсаций зачастую нужно проявить настойчивость.

Предлагать деньги за задержку рейса тому, кто их не попросил, авиакомпании просто не будут. Вот почему стоит знать о своих правах и не забывать о них напоминать всем заинтересованным лицам.

Главное условие для получения компенсаций – вина авиакомпании в переносе рейса. Это могут быть неисправность оборудования, неявка экипажа, изменение расписания и т. д.

Если рейс отменили по независящим от авиакомпании обстоятельствам, то дополнительной компенсации не будет. Пассажир сможет получить только возврат денег за билет.

Речь идет о так называемых «обстоятельствах непреодолимой силы». К ним относят стихийные бедствия, военные действия, негативные погодные условия, государственные ограничения на полеты.

Например, в 2020 году в начале пандемии авиакомпании аннулировали миллионы билетов из-за санитарных условий. Компенсации за отмену не предоставляли, так как от авиакомпаний это не зависело.

Осенью 2022 года многие туристы столкнулись с проблемой: авиакомпании отказывались сажать их на рейсы в страны, закрывшие въезд для россиян. Речь идет о Прибалтике, Финляндии и Польше, через которые часто летали наши туристы.

С точки зрения закона ситуация неоднозначная. Например, власти Финляндии заявили, что не будут препятствовать транзиту россиян для возвращения домой. Отказ в посадке гражданина России на рейс, следующий в Финляндию, не может объясняться требованием закона этой страны. Выходит, это банальная ошибка работников авиакомпании.

У пассажира, которого не пустили на рейс, появляется право на компенсацию. Но чтобы ее получить, потребуется написать претензию, а если авиакомпания на нее не отреагирует – обратиться в суд.

Пассажиры, чьи рейсы отменили после разрыва воздушного сообщения с Россией, не могут рассчитывать на компенсацию. Здесь авиакомпании не виноваты, потому что возникли обстоятельства непреодолимой силы.

Возврат к списку