28.02.2023
В настоящее время консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» оказываются в Консультационном центре, расположенном в г. Салехард и 5-ти Консультационных пунктах расположенных в муниципальных образованиях округа.
В течение 2022 года специалистами Консультационного центра и пунктов проконсультировано 522 потребителя по вопросам защиты их прав. Из них: 302 потребителя обратились письменно, остальные с использованием электронной связи и по телефону.
В структуре обращений преобладают вопросы продажи непродовольственных товаров, в том числе дистанционным способом, среди которых на первом месте - продажи технически сложных товаров и мобильных телефонов. Доля таких обращений составляет более 59% всех поступающих обращений граждан. На втором и третьем местах вопросы предоставления бытовых и транспортных услуг.
Наиболее частыми поводами для обращения граждан в 2022 году были - отказ в возврате денег за некачественный товар; обмен качественных товаров; нарушение сроков исполнения услуг и работ. Среди обращений по продаже товара дистанционным способом лидируют: отказ продавца вернуть деньги и принять товар надлежащего качества в течение 7 дней после его получения; отказ продавца обменять товар надлежащего качества. Чаще всего жалобы касались качества сложной бытовой техники, мебели и обуви.
Наибольшее количество консультаций в сфере бытовых услуг проведено по вопросам некачественного оказания услуг. Темами обращений в сфере иных видов услуг являлись: ненадлежащее качество ремонта, отказ от оформления надлежащим образом договора об услуге, невыдача документов, подтверждающих факт оказания услуги, требование оплаты за не оказанную услугу, завышение стоимости оказанной услуги по сравнению с договорной.
Обращения граждан за судебной защитой своих прав в сфере торговли в большинстве связаны с расторжением договора купли-продажи, взыскании денежных средств за товар, неустоек за просрочку исполнения обязательства, замены товара ненадлежащего качества. При этом требования в сфере ЖКХ связаны с возмещением убытков, по причине ненадлежаще оказанных услуг, и возложением обязанности по надлежащему исполнению договора управления многоквартирным домом.
Консультационная помощь потребителям была оказана практически по всем сегментам потребительского рынка.
В 2022 году в ходе проведенных консультаций оказана помощь по составлению 302 проектов документов: 64 исковых заявлений и 238 претензий.
Экономический эффект фактически выплаченных денежных средств потребителям продавцами товаров и исполнителями услуг и работ в досудебном и судебном порядке на основании подготовленных специалистами претензий и судебных исков, составил 6 409 415 рублей.
Специалисты Консультационного центра и пунктов не оказывают услуги в сфере представительства в суде. Однако потребители, которые обращаются за помощью не остаются без юридической поддержки. Проводится работа с каждым обратившимся потребителем в индивидуальном порядке: даются исчерпывающие разъяснения по вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке, рекомендации и разъяснения алгоритма действий судебного процесса в каждой конкретной сложной ситуации, в которой оказался потребитель.
С целью информирования и просвещения граждан по вопросам потребительского законодательства разработано около 20 информационно-методических материалов для жителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Проведено 7 «горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в рамках мероприятий Всемирного дня прав потребителей, по вопросам качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции; детского отдыха; туристических услуг и инфекционных угроз за рубежом; качества и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей; организация питания в школах; услуги такси и каршеринга; качество и безопасность детских товаров, выбор новогодних подарков.
Традиционно проведены мероприятия, приуроченные к Всемирному дню прав потребителей. В 2022 году мероприятия затронули тему: «Справедливые цифровые финансовые услуги». Консультационным центром разработаны и размещены на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО», стенде консультационного центра тематические памятки. Совместно с должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу осуществлялись мероприятия по консультированию потребителей, в том числе, в рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей, а также проведена лекция для студентов ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум».
Специалисты Консультационного центра и пунктов продолжают активно участвовать в реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» путем проведения мероприятий просветительской направленности, распространения буклетов и памяток для населения по различным видам финансовых услуг, а также путем предоставления бесплатного доступа гражданам к информационному терминалу по финансовым услугам.