Возврат товара надлежащего качества, заказанного по средствам Интернет - магазина

В век информационных технологий все большую популярность приобретают покупки  посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,  ведь это удобно и быстро. При этом спросом пользуются не только предметы личного гардероба (одежда, обувь), но и более крупные покупки, включая мебель. Однако далеко не всегда заказанный товар соответствует ожиданиям потребителей. Кроме того, жизнь не стоит на месте, и Ваши жизненные обстоятельства могут измениться настолько, что потребность в данной покупке отпадает.

Можно ли вернуть заказанную таким способом мебель, даже если никаких недостатков в ней Вы не обнаружили? Как и в какие сроки это можно сделать?

Для начала предлагаем разобраться, к какому способу торговли относится «интернет-торговля». Способ продажи мебели посредством  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится к дистанционному способу торговли, правила которого установлены ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992г.  №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. №612 (далее – Правила).

Так, в соответствии с п.2 Правил "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Зачастую потребители в вопросе возможности возврата мебели надлежащего качества,  ошибочно применяют положения ст.25 Закона, в соответствии с которой  потребителю предоставлено право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня его покупки, во взаимосвязи с п.8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, согласно которому мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) возврату или обмену не подлежат.

В данном случае (при продаже мебели через интернет-магазин) применяются требования не 25 статьи Закона, а статьи 26.1, регулирующей продажу товаров дистанционным способом.

Согласно п. 4 ст. 26.1 Закона, п.21 Правил  покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Обращаю Ваше внимание, что каких-либо законодательных ограничений данного права в зависимости от вида товара не имеется (мебель, одежда, обувь и т.п.). Однако есть только одно «НО» -  потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Таким образом, если мебель была заказана через интернет-магазин и изготовлена по индивидуальному заказу (размерам) потребителя,последний не имеет права отказываться от качественного товара и возвращать его продавцу, даже в установленный Законом семидневный срок. Если же мебель является типовой и приобретена дистанционным способом, покупатель в течение семи дней может вернуть ее продавцу.

Кроме того, данный срок может составлять не 7 дней, а 3 месяца с момента передачи товара в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара.