Информация для выпускников образовательных учреждений

Информация для выпускников образовательных учреждений

Выбор будущей профессии это самое ответственное решение выпускника.

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических.

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

Предлагаем Вам обратить внимание на профессию врача по специальности «медико-профилактическое дело». Задачей врача - выпускника медико-профилактического факультета является не лечение, а предупреждение заболеваний.

По окончании обучения на факультете выпускнику присваивается квалификация «врач» по специальности «медико-профилактическое дело» с последующей специализацией по направлениям:

Общая гигиена

Общая гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Основные задачи общей гигиены направлены на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения.

Общая гигиена - сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Из общей гигиены, в которой рассматривались фактически все санитарно-гигиенические проблемы, выделились ее разделы: гигиена питания, гигиена труда, общая гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиеническое воспитание и т.д.:

Гигиена питания – раздел общей гигиены, изучающий проблемы полноценного и рационального питания здорового человека. Вопросы питания больных и принципы лечебного питания разрабатываются диетологией.

Исследования по гигиене питания направлены на обоснование оптимального режима и характера питания населения, а также предупреждение заболеваний, возникающих при недостатке в продуктах питания тех или иных пищевых веществ или вследствие попадания в организм с пищей микроорганизмов, способных вызвать заболевание, токсинов и различных химических веществ.

Гигиена питания занимается изучением биологической ценности, химического состава и калорийности как традиционных, так и новых пищевых продуктов. Результаты этих исследований издаются в виде официальных таблиц калорийности и химического состава продуктов. В задачи гигиены питания входит предупредительный и текущий санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания;

Гигиена труда - или профессиональная общая гигиена – раздел общей гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.

В условиях промышленного производства на человека нередко воздействуют низкая и высокая температура воздуха, сильное тепловое излучение, пыль, вредные химические вещества, шум, вибрация, электромагнитные волны, а также самые разнообразные сочетания этих факторов, которые могут привести к тем или иным нарушениям в состоянии здоровья, к снижению работоспособности. Для предупреждения у устранения этих неблагоприятных воздействий и их последствий проводится изучение особенностей производственных процессов и оборудования;

Гигиена детей и подростков – раздел общей гигиены, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в школах, профтехучилищах и детских учреждениях.

Важное место в работе медиков, работающих в области гигиены детей и подростков, отводится мероприятиям по профилактике утомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся, обучающихся в средних учебных заведениях различных отраслей промышленности.

Коммунальная гигиена - раздел общей гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды на здоровье и санитарные условия жизни населения. На основе изучения этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий жизни населения.

Исследования в области коммунальной гигиены направлены на изучение неблагоприятных химических, физических и биологических факторов окружающей среды и разработку санитарных правил, гигиенических положений и нормативов по гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и водоснабжения, санитарной охране водоемов, гигиене почвы и санитарной очистке населенных мест, гигиене жилых и общественных зданий, гигиене планировки и застройки населенных мест;

Радиационная гигиена - это самостоятельная медицинская профилактическая наука, изучающая условия, виды и последствия воздействия источников ионизирующих излучений на организм и разрабатывающая меры радиационной безопасности и защиты окружающей среды, направленные на охрану здоровья человека.

Радиационная гигиена делится на радиационную гигиену труда, изучающую условия труда и разрабатывающую мероприятия по радиационной защите при работе на предприятиях и в учреждениях, в том числе медицинских, с источниками ионизирующих излучений, а также коммунальную радиационную гигиену, которая рассматривает все вопросы радиационной безопасности населения;

Гигиеническое воспитание рассматривается сегодня как основа профилактики, которая представляет собой действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболеваний или нарушений, прерывание или замедление прогрессирования заболевания, уменьшение вероятности нетрудоспособности.

Целью гигиенического воспитания является формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Эпидемиология

Эпидемиология - это наука о частоте заболеваний среди населения. Рассчитанная частота заболеваний соотносится с различными характеристиками лиц и с параметрами их окружения. Изучение частоты заболеваний не ново само по себе. Однако развитие в последние десятилетия теории эпидемиологии и разработка новых методов исследования открыли дополнительные возможности эпидемиологии и вызвали интерес к новым областям ее применения.

Круг стоящих перед эпидемиологией задач предполагает ее тесное взаимодействие с профилактической медициной. Так как профилактические программы редко охватывают все население, их результаты могут использоваться для изучения влияния данного мероприятия на частоту заболевания в отдельной его группе, путем сравнения заболеваемости среди охваченных профилактической программой с заболеваемостью всего населения. Таким образом появляется возможность оценить эффективность различных программ профилактики при помощи экспериментальной эпидемиологии.

Дезинфектология

Дезинфектология - это отрасль науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.

Дезинфекционная деятельность - деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством, хранением, транспортировкой, реализацией, применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контролем за их эффективностью и безопасным применением.

Дезинфектология не феномен моды, ею занимаются с момента появления человека на земле и забвение этой науке не грозит. Составные части дезинфектологии, это дератизация, дезинсекция и дезинфекция.

Дератизация – система мероприятий, направленных на регулирование численности грызунов, осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 
Наибольшие проблемы доставляют крысы и мыши. Крысы живут везде. Им удобно и безопасно под домами, в трубах канализации. Крысы едят абсолютно все, включая картон и бетон. Вплоть до 20-го века это были самые опасные враги человечества. Ежегодные эпидемии чумы и холеры, уносили населения больше, чем все войны, взятые вместе. Огромный экономический ущерб из-за поедания грызунами продуктов питания, повреждения коммуникаций и материально-технических средств актуален и сегодня. Слюна и помет грызунов являются переносчиками многих инфекционных заболеваний. 

Дезинсекция 
– умерщвление или отпугивание членистоногих насекомых, имеющих эпидемиологическое или санитарно-гигиеническое значение. Непрошенные «соседи» досаждающие нам, это чаще всего тараканы, клопы, блохи, мухи. клещи.

Тараканы, как вид насекомых, появились еще во времена динозавров. Самый распространенный у нас вид – «рыжий таракан-прусак», завезен в Россию в 1973 году после победной войны с Пруссией. Живут в темных и влажных местах, обожают кухни, ванные, туалеты. В светлое время суток отсиживаются в тайниках, зато к ночи высыпают на охоту за водой и пищей. 1 тысяча тараканов в год съедает до 10кг пищи. Легко приспосабливаются  к любым условиям, живут и в теплых блоках компьютеров и в любой оргтехнике.

Клопы – постельный или домовой клоп, подстерегающий паразит. Нарушают сон, вызывают кожные заболевания, могут переносить инфекционные заболевания. Очень устойчивы к неблагоприятным условиям внешней среды. Способны голодать до 1.5 лет.

Блохи - приспособлены к быстрому передвижению. Блохи человека, кошки, собаки, кроликов, крыс – это кровососущие насекомые. Наиболее опасны человеческая и крысиная блоха. Переносят чуму, рикеттсиоз, лепру, псевдотуберкулез, кишечные инфекции,гепатиты. Вызывают аллергические заболевания и инфицирование кожных покровов.

Мухи – комнатные мухи являются переносчиками многих инфекционных заболеваний, яиц гельминтов и простейших, споры грибов. Кровососущие мухи (осенняя жигалка) – могут быть переносчиками  особо опасных инфекций, гепатита.

Клещи – являются кровососами.  Куриные, мышиные клещи вредят сельскому хозяйству и служат переносчиками осповидного рикетсиза.  Иксодовые клещи  могут вызывать «клещевой паралич», переносят такие опасные заболевания, как клещевой энцефалит, боррелиоз, туляремию и болезни крупного рогатого скота.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий  по уничтожению возбудителей инфекционных заболеваний во внешней среде. 
Если грызуны и насекомые завелись в Вашем доме или в учреждении, никакого стыда нет, чтобы начать паниковать. Наиболее радикальный метод борьбы с «опасными соседями»– проведение профессиональной и полной дератизации, дезинсекции. «Самолечение» в этом случае может навредить: неправильно использованный яд способствует выработке у грызунов и насекомых невосприимчивости к яду, может быть опасным для детей и животных. Важно доверить решение этой проблемы тем, кто имеет о ней представление – авторизованным борцам с грызунами.
  В апреле 2012г Правительство РФ, своим Постановлением № 291 утвердило перечень медицинских услуг, подлежащих  лицензированию, в том числе услуги по дезинфектологии.

Паразитология

Медицинская паразитология - это наука, изучающая паразитов человека, вызываемые ими болезни и методы борьбы с ними.

В живой природе широко встречается паразитизм как форма сожительства двух организмов, выгодная для одного и вредная для другого вида.

Организмы, живущие постоянно или временно за счет других организмов и использующие их как место обитания и источник питания, называются паразитами.

Соответственно трём основным группам паразитов животной природы паразитология включает разделы: протозоологию (наука о простейших паразитах), гельминтологию (наука о гельминтах), арахноэнтомологию (наука о членистоногих паразитах).

Болезни, вызываемые паразитами животного происхождения, называют паразитарными или инвазионными.

В животном мире существует огромное количество одноклеточных организмов, которых относят к подцарству простейших. Среди них представители нескольких десятков видов паразитируют в организме человека. В кишечнике обитают лямблии и амёбы, во внутренних органах - токсоплазмыплазмодии и т.д. Вот почему протозойные болезни или протозоозы, многообразны по клинической картине и требуют тщательного лабораторного исследования различного материала от больных людей.

Для человека патогенны многие виды паразитических червей, или гельминтов. Человека могут поражать гельминты более 250 видов. Многие паразиты, особенно гельминты, нуждаются в смене хозяев - организма, который служит для паразита местом обитания и источником питания.

Тип членистоногих представляет собой одну из крупнейших по видовому составу и численности группу животного мира. Многие клещи, насекомые могут паразитировать в органах и тканях, отравлять организм человека своими ядами, причинять беспокойство кровососанием, являться переносчиками возбудителей болезней (вирусов, риккетсий, бактерий, простейших, гельминтов). Так, например, клещи переносят возбудителей энцефалита, геморрагической лихорадки, комары - переносчики возбудителей малярии, некоторых гельминтов. В отличие от простейших и гельминтов, которые паразитируют внутри организма хозяина, т.е. являются эндопаразитами, членистоногие паразиты обычно находятся на наружной поверхности тела, поэтому они называются эктопаразитами. В некоторых случаях членистоногие паразиты (личинки мух, оводов, чесоточные клещи) выступают как эндопаразиты.

Микробиология, вирусология и иммунология.

Микробиология, вирусология и иммунология – три области медицины, которые неразрывно связаны между собой. Исследования в этих областях являются одним из ведущих направлений современной медицинской науки, поскольку вирусные и инфекционные заболевания в последние десятилетия усиленно прогрессируют. Практически ежегодно появляются новые штаммы вирусов, которые поражают человеческий организм, разрушая защитный барьер и иммунную систему.

Целью исследований в области вирусологии и микробиологии является изучение патогенных бактерий и вирусов и разработка вакцин и лекарственных препаратов, которые позволят организму вырабатывать антитела к различным типам вирусов и инфекций и успешно бороться с ними.

Микробиология – наука, которая изучает виды и свойства различных микроорганизмов, их влияние на окружающую среду и здоровье человека. В состав изучения входит строение, химическая организация, закономерности жизнедеятельности, наследственность и изменчивость, способы и механизмы взаимодействия, включая человеческий организм. Медицинская микробиология проводит исследования по изучению болезнетворных мельчайших организмов, разрабатывает методику лечения и способы борьбы с ними. К разделам микробиологии относятся также: бактериология; микология; вирусология. Бактериология изучает бактерии, а микология исследует классы простейших грибов. Изучение патогенных микроорганизмов на практике даёт возможность разрабатывать эффективные методики борьбы с ними и контролировать их количественный фактор в микрофлоре человека и окружающего его пространства.

Вирусология – раздел медицинской микробиологии, исследующий природу вирусов. Вирусология является обособленной областью, потому что вирусы имеют более сложное строение и представляют собой белковые соединения с ДНК и РНК. Одна из особенностей вирусов заключается в том, что они способны размножаться исключительно в пораженных ими живых клетках организма. В среднем, размер у вирусов намного меньше, чем у бактерий, их в отличие от бактерий невозможно увидеть в обычный световой микроскоп, для наблюдения за вирусами подходит только более мощный электронный микроскоп. По сути своей вирусы являются внутриклеточными паразитами, которые проявляют активность только в чужих клетках. Соответственно, существенным различиям в природе, строении и проявлениях, вирусные и бактериальные инфекции требуют совершенно разной стратегии лечения. Объединяет микробиологию и вирусология тот факт, что как вирусные, так и бактериальные заболевания оказывают большое негативное влияние на иммунитет человека. Именно поэтому иммунология неразрывно связана с изучением и поиском методов противодействия вирусным и бактериальным инфекциям.

Иммунология – область исследовательской и клинической медицины, посвящённая изучению механизмов защиты организма человека от атак патогенных микроорганизмов – бактерий, микробов, грибковых и вирусных инфекций. Нарушение работы иммунной системы может привести к развитию множества различных заболеваний от различных типов аллергических реакций до серьёзных иммунодефицитных состояний. Иммунитет – это налаженная система, которая включает в себя целый комплекс защитных функций организма от вмешательства чужеродных генетических элементов.

Главной задачей иммунной системы является защита организма от любого агрессивного воздействия, независимо от источника происхождения. Если иммунитет по каким-либо причинам теряет способность противостоять какому-то типу чужеродного вторжения или внешней агрессии, то возникает опасность возникновения иммунодефицита, попросту недостаточности иммунных клеток, или аллергия, то есть, слишком бурной и чрезмерной реакции на какие-то внешние раздражители (аллергены). Очень часто сбой в работе иммунитета происходит по вине бактериальных или вирусных инфекций, они же зачастую становятся причиной иммунодефицита человека. Микробиология, вирусология и иммунология объединёнными усилиями научных исследований и медицинской практики ищут методы противостояния такого рода заболеваний и поиском различных методов их лечения.

Клиническая лабораторная диагностика

Клиническая лабораторная диагностика - это медицинская специальность, предметом деятельности специалистов которой являются клинические лабораторные исследования, то есть изучение состава образцов биоматериалов пациентов с задачей обнаружения/измерения их эндогенных или экзогенных компонентов, структурно или функционально отражающих состояние и деятельность органов, тканей, систем организма, поражение которых возможно при предполагаемой патологии. Специалисты с высшим медицинским образованием, имеющие подготовку в области клинической лабораторной диагностики, квалифицируются как врачи клинической лабораторной диагностики. Специалисты со средним медицинским образованием получают квалификацию по специальности "лабораторная диагностика" или "лабораторное дело". 

Санитарно-гигиенические лабораторные исследования

Санитарно-гигиенические лабораторные исследования - совокупность методов, применяемых для изучения влияния внешней среды на организм человека, на основе которых разрабатываются научно обоснованные гигиенические нормативы. Санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям подлежат воздух, вода, почва, жильё, общественные и производственные здания, условия труда и быта, детские учреждения, пища.

Организация здравоохранения и общественное здоровье

Общественное здоровье и здравоохранение – это наука и конкретная деятельность по охране и укреплению здоровья населения, продлению жизни посредствам мобилизации усилий общества и проведению соответствующих организационных мероприятий на различных уровнях.

Общественное здравоохранение – область научной и практической деятельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из крупнейших социальных систем, где медицина является одним из компонентов наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленностью.

Врач - выпускник медико-профилактического факультета готов к решению следующих задач:

  • осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследований, исследований, испытаний продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • лицензирование отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • гигиеническое воспитание и обучение населения;
  • осуществление мер по санитарной охране территории Российской Федерации;
  • привлечение к административной ответственности лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
  • выполнение научных исследований в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Выпускники медико-профилактического факультета востребованы:

в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе Центрах гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, знания и умения выпускника медико-профилактического факультета необходимы:

  • организациям и предприятиям, при осуществлении ими производственного контроля за соблюдением обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
  • проектным и иным организациям, осуществляющим экспертную деятельность на соответствие обязательным требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» предлагает выпускникам образовательных учреждений возможность получения бесплатного высшего образования. Это целевое обучение!

Аргументы в пользу целевого обучения:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания ВУЗа;
  • гарантированная база преддипломной практической подготовки;
  • наличие помощи и поддержки от организации, за которой закреплен гражданин, во время обучения, как информационно-методической, так и социальной.

Чтобы оформить целевое обучение, будущему студенту необходимо написать заявление на имя главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе», заключить договор о целевом обучении (порядок заключения договора определён в Постановлении Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении") с учреждением.

После заключения договора о целевом обучении, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» выдает целевое направление на учебу. В свою очередь ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» заключает договор о целевом приёме с ВУЗом, в который студент будет поступать для дальнейшего обучения.

По условиям данного договора, учреждение предоставляет возможность абитуриенту поступить в ВУЗ на бюджетной основе на дополнительные места, выделяемые в рамках целевого обучения, при условии успешного прохождении вступительных испытаний, с учетом результатов ЕГЭ.

Условия для поступления.

Перечень документов, необходимых для поступления располагается на сайте ФГБОУ ВО «Омский государственный университет Министерства здравоохранения Российской Федерации»: http://omsk-osma.ru

Согласно договору, по окончании обучения, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» обеспечивает в обязательном порядке трудоустройство гражданина, а гражданин, в свою очередь, обязуется отработать в учреждении не менее 3-х лет.
Граждане, претендующие на получение целевого направления от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» могут получить необходимую информацию на сайте учреждения: http://www.cgsen89.ru


ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе»
629008, г. Салехард, ул. Республики, д.92.
Тел. 8 (34922) 5-25-25
Приём: понедельник-пятница 08:30 - 17-00  
(обеденный перерыв 12:30 – 14:00)